Столкновение с полицейским в штатском. Дело Александра Зыкова

[vc_row][vc_column width=»2/3″][vc_column_text css=».vc_custom_1525936568826{margin-left: 0px !important;padding-top: 10% !important;padding-right: 10% !important;padding-bottom: 10% !important;padding-left: 10% !important;background-color: #eaeaea !important;}»]

В марте 2018 года в Костроме было вынесено достаточно редкое по своей стремительности судебное решение: за незаконное применение силы сотрудник полиции в звании майора получил три года лишения свободы — условно.

Хотя обстоятельства, которые привели к такому вердикту, говорят скорее не о торжестве справедливости, а о невезучести полицейского, совершившего прокол, который суд просто не смог проигнорировать.

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/3″][/vc_column][/vc_row][vc_row 0=»»][vc_column width=»2/3″ css=».vc_custom_1498731577004{padding-top: 60px !important;}»][vc_column_text 0=»»]

Гайд-парк в центре Костромы

Инцидент с участием полицейского случился 5 августа 2017 года в самом центре Костромы, на Октябрьской площади. В этот день активисты местного штаба Алексея Навального попытались установить на площади так называемый агитационный куб, чтобы рассказать жителям города о предвыборной программе оппозиционного политика.

Очень скоро на месте появились чиновники из администрации города в сопровождении полицейских. От молодых людей потребовали незамедлительно прекратить агитацию, поскольку публичная акция не была согласована с городскими властями. Организатор мероприятия Анна Вершинина напомнила представителям власти, что Октябрьская площадь входит в перечень мест, специально отведенных для публичных мероприятий, — так называемых гайд-парков, следовательно, по 54-му федеральному закону согласование акции не требуется. Но сотрудники полиции не согласились с этими доводами и решили составить на нее административный протокол. Девушка попросила сделать это на месте, но ей отказали без объяснения причин и сопроводили в полицейскую машину, чтобы отвезти в ОВД.

Тогда коллеги Анны решили последовали за ней, чтобы зафиксировать на видео всё происходящее. В этот момент среди молодых людей и сотрудников полиции появился неизвестный, который стал грубо расталкивать активистов, препятствовать видеосъемке и угрожать задержаниями. На поясе у него висела кобура с пистолетом, хотя человек был в штатском, — на просьбу представиться и показать удостоверение он отвечал грубым отказом.

 

Лицо разбито «по неосторожности»

Александр Зыков, один из молодых активистов, несколько раз попытался вежливо узнать, кто этот человек и что дает ему право вести себя подобным образом. В ответ неизвестный посоветовал Зыкову самому вести себя «более аккуратно», а потом и вовсе схватил его за шею и грубо притянул к себе, видимо, желая поговорить «лицом к лицу». Но не рассчитав силы, незнакомец нанес Александру удар головой в лицо, отчего у молодого человека оказалась рассечена бровь и по лицу потекла кровь.

Зыков сразу попытался привлечь внимание находившихся рядом полицейских. Но все они делали вид, что не понимают, что происходит, и никаких мер для пресечения агрессивных и незаконных действий неизвестного гражданина не предпринимали. Заявление о совершении против него преступления полицейские у Александра принимать отказались.

Уже потом Зыков видел, как тот же самый человек в штатском и с кобурой на поясе в компании других правоохранителей принимал от находящихся на площади объяснения по поводу участия в несанкционированном публичном мероприятии. Так Александр узнал, что таинственный незнакомцем — это майор полиции Эдуард Волков.

 

Мобильное доказательство

В последние годы сотрудники правоохранительных органов ведут постоянную оперативную работу по пресечению незаконной деятельности, направленной на разжигание политической и религиозной розни, особое внимание уделяя представителям оппозиционных движений. Часто полицейские одеваются в гражданское, чтобы проникать в гущу митингующих, не привлекая к себе внимания. Часто в рамках таких операций их действия заходят за лимиты, необходимые для обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Но вот на скамье подсудимых за превышение своих полномочий сотрудники полиции оказываются достаточно редко.

В этот раз ситуацию изменило то, что все действия правоохранителей были засняты на камеры мобильных телефонов, а получившееся видео инцидента широко разлетелось по интернету. Ну и кровь на лице молодого человека, мирно разговаривающего с полицейскими, явно говорила о том, что в действиях стражей правопорядка что-то пошло не так.[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/3″ css=».vc_custom_1500139765830{padding-top: 60px !important;padding-left: 40px !important;}»][lab_team_members layout_type=»visible-titles» columns_count=»1″ img_size=»240×240″][lab_team_members_member image=»5108″ name=»Защитник Дмитрий Егошин»][/lab_team_members][lab_button title=»Поддержать работу защитника» type=»standard» link=»url:https%3A%2F%2Fwww.myverdict.org%2Fcampaign%2Fhelp_verdict%2F|||»][vc_empty_space height=»64px»][vc_row_inner][vc_column_inner][vc_cta h2=»» h4=»Мы добиваемся:»]

  • Объективного и всестороннего расследования уголовного дела
  • Вынесения справедливого приговора в отношении подсудимых.
[/vc_cta][/vc_column_inner][/vc_row_inner][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»2/3″ css=».vc_custom_1500441306386{padding-top: 20px !important;}»][vc_column_text]

Нетипичный процесс

Одновременно с заявлением в прокуратуру Зыков обратился за помощью в правозащитный фонд «Общественный вердикт». Целью Александра стало добиться объективной, всесторонней и полной проверки действий правоохранителей, привлечения виновного сотрудника полиции к уголовной ответственности, возмещения морального вреда и принесения официальных извинений.

Обычно дела против полицейских расследуются долго и неохотно, а судебные разбирательства порой затягиваются на несколько лет. В случае Александра Зыкова весь процесс — начиная с самого «столкновения» с полицейским Волковым и до приговора — занял чуть меньше полугода.

Расследование уголовного дела о нападении на 19-летнего юношу началось уже в сентябре 2017-го, в ноябре следственные действия были окончены и 46-летнему оперуполномоченному отдела уголовного розыска УМВД России по г. Костроме Эдуарду Волкову были предъявлены обвинения по факту превышения должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Гособвинитель попросил дать ему 4 года условно.
Уже в декабре Свердловский районный суд Костромы приступил к рассмотрению этого дела, а в конце марта 2018 года судья вынес приговор. Волкова признали виновным и приговорили к лишению свободы на три года условно, с лишением права занимать должности на госслужбе в течение 2 лет. Это минимальное наказание по данной статье, максимальное — до 10 лет реального тюремного срока.

Бил как частное лицо

Выступая на суде с последним словом, Волков свою вину не признал и в случившемся не раскаялся. Бывший полицейский (он уволился из органов по собственному желанию сразу после возбуждения уголовного дела) заявил, что понимает, что его поступок «попадает под признаки преступления», но считает, что это были «неосторожные действия».

Он не отрицал, что ударил Зыкова, но сказал, что удар не был целенаправленным. По его словам, он лишь пытался приблизить к себе молодого человека, подтянуть его за шиворот, чтобы просто с ним поговорить. Но в какой-то момент случайно произошел удар. И вообще в тот день он был в гражданском и находился не при исполнении, действуя как частное лицо. На вопрос судьи Волков уточнил: «Хотя по закону, по контракту я круглосуточно нахожусь при исполнении, но считаю, что их исполняю, только когда выполняю поручения. Когда я их выполнил — закончилось исполнение. Поэтому Зыкова я ударил уже не при исполнении».

Юрист «Общественного вердикта» Дмитрий Егошин, который защищал интересы Александра Зыкова в суде, заявил на прениях, что применение Волковым силы было неоправданным. Ему никто не оказывал сопротивления. Ударом в лицо полицейский хотел заставить Зыкова прекратить снимать его на видео. Это требование, как и последующие действия, были незаконными. Утверждения Волкова о том, что он в тот момент не находился при исполнении должностных обязанностей, не соответствуют действительности. Полицейский был в составе оперативно-следственной группы (к слову, такие группы обычно занимаются криминальными преступлениями, но никак не административными правонарушениями), поэтому обращался к Зыкову он не как обычный гражданин, а как сотрудник полиции.

В целом Зыков и его адвокат остались довольны действиями государственного обвинителя — Егошин считает, что вынесенное наказание соразмерно ущербу, который экс-полицейский нанес его подзащитному. Теперь потерпевший хочет потребовать компенсации морального вреда.

Кроме того, Александр намерен настаивать на том, чтобы в адрес костромского управления МВД было вынесено замечание, что неумелые действия их сотрудников по пресечению публичной акции привели к такому инциденту, а руководство МВД принесло ему публичные извинения — как того требует закон.

 

Добиться справедливости в деле Александра Зыкова помогло неудачное для ответчика стечение обстоятельств: кровь на лице молодого человека и зафиксировавшее весь инцидент видео. Но только быстрые и грамотные действия Александра, вкупе с работой юристов «Общественного вердикта», помогли не дать полиции замять это дело, спустив всё на тормозах.

Фонд «Общественный вердикт» уже несколько лет ведет проект по развитию правовой грамотности граждан России – в первую очередь при контактах с представителями правоохранительной системы. Мы рассказываем о том, как общаться с полицейскиминаучиться грамотно писать заявление в полицию и не попасть на скамью подсудимых из-за неосторожного репоста в соцсетях.

Знайте свои права и берегите себя.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column css=».vc_custom_1500646688682{padding-top: 20px !important;}»][vc_column_text]Текст: Михаил Кенегесов

Фото: Фото Алексея Молоторенко, источник: 7х7[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]


Опубликовано

в

от